Комментариев : 0

СТАРИК И ВОЛКИ

Сохранено Колонки | Персоны 29 мая 2012 г.

Вышедший весной этого года фильм «Шал» («Старик») Ермека Турсунова вызвал восторженную реакцию критиков и киноведов. Режиссера назвали долгожданным лидером, фильм – прорывом и, кажется, впервые мнения зрителей и профессионалов совпали. В самом деле: на фоне нехудожественных самодеятельных кинопостановок последнего времени эта картина выгодно отличается именно качеством профессии. Четкая концепция, внятно рассказанная история, точно расставленные акценты.

 

В итоге получилась актуальная притча с национальным колоритом, рассчитанная на всеобщий интерес. Местный фильм универсального значения. Это подчеркивают и титры: по мотивам повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море». Вместо моря - степь, большая рыба – это, видимо, отара, и борется старик, естественно, с волками. И также «заточен» на спорт - только вместо бейсбола здесь поминается футбол: любимых баранов наш старик кличет Марадоной и Гарринчей.

 

Идея величия духа человека – личность можно уничтожить, но нельзя победить, этот тезис присутствует во многих произведениях мировой литературы, так что режиссерская отсылка к Хемингуэю, в данном случае вероятно, лишь маркетинговый ход. Кажется, наш кинематограф уже не первый год движется в сторону традиций, но на экране при этом появляются либо архаичные вещи, которые даже нами, местными людьми, воспринимаются как музейная старина и архаика, либо такая дикая «киноклюква», что даже неискушенный зритель чувствует полнейшую профанацию. А тут – всех все устроило.

 

Турсунов еще первым своим фильмом «Келин» предлагал встроиться в транснациональное кинематографическое пространство с универсальной формулой: местная специфика и единые ценности. Он – и это теперь очевидно – профессионал. Делает собственный фильм по лекалам большого кино – с жестко заданным сюжетом, продуманно, грамотно, серьезно. И его кино  вполне конкурентоспособное. И что крайне важно – человечное. Нравственное. Последнее стало у нас такой неслыханной редкостью, что воспринимаешь это как невероятную экзотику.

 

Правда, в стремлении быть понятным всем Турсунов многое заведомо и сознательно упрощает. Если «Келин» была исключительно визуальным опытом, то «Шал» не обходится без слов. В притче значимы каждое слово и каждый жест, потому их должно быть не много. Но режиссеру хочется, чтобы априори все было понятно всем и сразу.. Потому такая длинная и долгая экспозиция: старик смотрит футбол по телевизору, дает указания внуку, чтобы тот поправил антенну на крыше, трем приезжим охотникам на джипе, которым нужно показать дорогу, говорит, что сейчас нельзя охотиться на волков, тут же за чаем из разговора старика и дочери выясняется, что внука отправляют в интернат. Море слов! Информация, которая, по сути нам не нужна, избыточна, но режиссеру надо, чтобы все было предельно ясно с самого начала. И только потом, когда по просьбе соседа старик выходит вместо него с отарой в степь, начинается собственно само действо, полное драматизма. Старик нечаянно заблудится в тумане, и будет брести по степи, теряя в борьбе с волками овец, находя приют то в мазаре покойной жены, то в останках ракеты. В коротких снах он видит свою молодую мать и себя ребенком – она зовет его к себе. Но ему на этом свете надо еще внука успеть поставить на ноги.

Тщедушный, смешной, ворчливый старик оказывается двужильным. Ему не изменяет чувство юмора, и он не теряет присутствия духа., вступая врукопашную схватку с матерым. Из приезжих охотников двое растерзаны волками, третьего, раненного ими же, старик тащит на себе. Ему остается рассчитывать на себя да на чудо Волки кружат рядом: люди нарушили негласное табу, и теперь они жаждут мщенья... На поиски старика и отары вышли сельчане, окрестность прочесывают силы МЧС. Когда поиски решено прекратить, внук остается и на руках выносит теряющего силы деда со склона горы. За пазухой его – единственный уцелевший ягненок. Внук принял эстафету. Волчица со своим детенышем смотрит на старика с вершины горы. Она могла разорвать его. Но в последний момент не сделала этого. И уходит с волчонком восвояси.

 

Каждый кадр в фильме – метафора и символ. Легко считываемые и понятные каждому. Тема Дороги, Пути – главная тема в казахском сознании. Волки – наш тотем, а здесь они еще и символ нынешнего жестокого времени. Мазары в степи на самом деле соседствуют с обломками запускаемых в космос ракет. Дерево с ленточками пожеланий стало уже чуть ли хрестоматийным образом в нашем кино. Турсунов сознательно выбрал этнически-экзотический антураж. Местному зрителю все понятно. Чужому – в новинку и любопытно. И всем – интересно.

 

Это притча о человеке традиции в реалиях нового времени. Месседж фильма таков: ты можешь заблудиться, ты можешь быть окружен врагами, но ты не должен сдаваться и должен защитить свое будущее – даже ценой своей жизни. Жанр драмы преодоления, в которой режиссер заново задает иерархию ценностей, требует филигранной точности решения. Сосредоточившись на главном герое (лучшая роль Ерболата Тогузакова!), уверенно ведя основную линию, режиссер упускает или намеренно упрощает прочие сюжетные ходы, линии и образы. Уж если старик так «продвинут», что знает лучших футболистов мира и хранит журнальную вырезку про Йельский университет, мечтая о том, чтобы внук учился там, то наверняка должен уметь обращаться с мобильным телефоном, а он в кадре, услышав звонок, недоуменно таращится на аппарат, словно впервые его видит. Ни спичек, ни фонарика у бедолаги при себе (и это в наши-то дни!) тоже не оказалось, вот и вынужден добывать огонь, как первобытные люди. Да и метафоры в фильме порой такие плоско «говорящие» что выглядят даже не символами, а просто знаками-указками. Подозреваю, все это в угоду конвенциальности – этот посыл в картине явный …

 

Поверхностное скольжение исключительно по прямой озадачивает. МЧС, задействовавшая в поисках старика и охотников вертолеты и бронетранспортеры, наверняка могла вычислить по мобильному действующему телефону (в кадре это кажется, даже спутниковый!) примерные координаты путников… И, кстати, куда в итоге делся последний охотник, которого нес на себе старик? Свалился в пропасть? Достали-таки волки? Нес, нес и ан – нет его! Непонятно! Впрочем, зачем он нам – все понятно же с ним и его товарищами: это хозяева новой жизни и волки преподали им всем урок, стоивший жизни… Или вот мальчик третьи сутки, не смыкая глаз, ищет деда, но выглядит – как с обложки журнала мод: чистенький и ухоженный.

 

Впрочем, может, это дань прежнему Голливуду? Там герои дерутся, падают, но всегда встают из грязи беспременно в белоснежных отутюженных костюмах. Мало того, мальчик весь фильм и играет как манекен – заученно-деревянно. Маме мальчика решительно нечего делать в картине – она тут словно тень, реплики – исключительно служебные, апорте, автору- режиссеру даже не хочется тратить на нее усилий, обозначил ее наличие и ладно. То же самое – толпа односельчан. Статисты, массовка, косвенные герои, дополнительные линии; они все намечены лишь пунктирно, на то это и притча вроде. Но тогда должен быть и иной взгляд на них…

 

Это мелкие, но досадные просчеты, тем более для Турсунова, выверяющего каждый план и знающего цену слов и жестов в кадре. Тем не менее, при всем при том из нынешних казахских фильмов «Шал» – самый яркий и наиболее запоминающийся. По задаче, по герою, темпераменту, напряжению. У меня брезжит догадка, что картина могла бы стать по-настоящему выдающейся – если бы так очевидно не просчитывалась…

Комментарии


Схожий материал

НА ПЯТЬ ЗВЕЗД

Lifestyle , 6 августа 2013 г.

СЕЙЧАС, А NE ПОТОМ

Колонки , 16 сентября 2015 г.

ДЕЛО ВКУСА

Lifestyle , 17 августа 2012 г.

По понятиям

Lifestyle , 5 июля 2012 г.

Этюд в серых тонах

Колонки , 6 августа 2012 г.

Yes We Cannes!

Паблик , 13 августа 2012 г.

CRAB BUCKET CHALLENGE

Колонки , 23 декабря 2014 г.

ЭФФЕКТ G

Automag , 10 сентября 2012 г.

Mitsubishi Outlander

Automag , 9 августа 2012 г.

АННА ИОТКО

8 января 2015 г.

Ильдар Ягофаров

Lifestyle , 5 июля 2012 г.

NOKIA LUMIA

Lifestyle , 15 мая 2012 г.

Мы в продаже

Скачать PDF #1 MAG №1(61) 2017
Скачать PDF #1 MAG №7(55) 2015
Скачать PDF #1 MAG №6(54) 2015
Скачать PDF #1 MAG №5(53) 2015
Скачать PDF #1 MAG №4(52) 2015

Блиц

10 ДЖЕНТЛЬМЕНОВ КАЗАХСТАНА ПОД ЭГИДОЙ CHIVAS

Быть джентльменом равносильно тому, ...

ALTER EGO - ЕВГЕНИЙ КОНОВАЛОВ

, 21 февраля 2014 г.
Быть директором модельного агентства ...

ALTER EGO - VAGAART

, 24 октября 2013 г.
Мужские черты лица нужны ...

ALTER EGO - Гурген Басенцян

, 2 октября 2013 г.
Настоящая мужская внешность - ...

ALTER EGO - Роман Миронов

, 20 июня 2013 г.
Фото: Vagaart Я на ...

Новости

Персоны , 10 июля 2017 г.

Dwight Rhoden

TRAVEL , 3 июля 2017 г.

ОТКРЫТИЕ REGENT POOL CLUB RESIDENCES ...

FASHION | Персоны , 30 июня 2017 г.

БАРРИ ТЕВАНИ

29 июня 2017 г.

DAMAC Properties в первые представили ...

Паблик , 27 июня 2017 г.

The Good Life

Паблик | Персоны | СПОРТ , 7 июня 2017 г.

INVICTUS

TRAVEL , 4 июня 2017 г.

Этим летом вас ждут пляжи, ...

TRAVEL , 3 мая 2017 г.

Royal Mirage, Dubai

Lifestyle | Паблик , 1 мая 2017 г.

The Great Gatsby Ballet

Персоны , 30 марта 2017 г.

ACTUAL OPTIC – 18 ЛЕТ ...