Комментариев : 0

КИНОПИР

Сохранено Колонки | Паблик 2 июля 2012 г.

Из всех искусств важнейшим для нас по-прежнему остается кино. Официально считается, что отечественная киноиндустрия ныне переживает золотой век, министр культуры летом этого года заявил: «Я могу со всей уверенностью сказать, что такого подъема казахского кино не было не только за все годы независимости, но и за все время существования «Казахфильма». Мне тоже несколько лет назад казалось: расцвет неминуем, к тому были все предпосылки – сформировалась киносреда, пришло новое поколение с новыми темами и подходами, стали доступными цифровые технологии, кино воспринимается как престижный бизнес. Если, по справке Союза кинематографистов, за 1991-2006 годы в стране вышло около сотни игровых фильмов, то только за последние пять лет – по самым разным источникам – от семидесяти до ста. Один «Казахфильм» за последние три года, по сведениям Минкульта, выпустил двадцать игровых фильмов, а сколько точно картин за это же время произвели независимые частные студии, кажется, не знает никто вообще, но, судя по сборникам DVD местных фильмов, что обновляются каждую неделю на лотках у продавцов «киносамопала», имя им – легион. При самом грубом подсчете – почти две сотни фильмов за два десятилетия! Чем не подъем?!

 

Все знают, что Голливуд сотворил новую Америку – именно экранное искусство формирует сознание масс. Какое же послание зашифровано в фильмах нашей новейшей истории? Что за образ они создают? В чем суть? Поскольку я человек, сформировавшийся в советскую эпоху, а современное кино ориентируется исключительно на молодежь, то решила провести опрос в студенческой среде. Вопросы были сформулированы просто: а) какой казахстанский фильм можете назвать любимым; б) какой казахстанский фильм за 20 лет считаете наиболее интересным и впечатляющим; в) какой казахстанский фильм за эти же годы кажется вам неудачным.

 

Опросила 30 человек, это студенты, в основном, старших курсов кинофакультета. Плюс контрольная группа – 10 студентов других вузов. Догадайтесь, какой фильм абсолютным большинством был назван любимым? Причем в обеих группах! «Меня зовут Кожа» Абдуллы Карсакбаева! Следом у студентов кинофакультета идут «Тюльпан» Сергея Дворцевого и «Гибель Отрара» Ардака Амиркулова. В контрольной группе ни один местный фильм не могли назвать любимым, но как понравившиеся называли «Рэкетир» Ахана Сатая, следом «Иглу» Рашида Нугманова и «Мой милый доктор» (кстати, разные фильмы Шакена Айманова и в той и в другой группе по предпочтениям на почетном третьем месте). Интересным и впечатляющим фильмом в обеих группах назвали «Заблудившийся» Ахана Сатаева и «Келин» Ермека Турсунова. Самый большой разброс мнений вызвал последний вопрос. Худшим местным фильмом семеро из 30 киношников назвали «Меч Махамбета» Сламбека Таукела по сценарию Олжаса Сулейменова. Шестеро признали таковым «Мустафу Шокая» Сатыбалды Нарымбетова. Еще шестеро – «Жаралы сезiм» Еркина Ракишева. Далее в этом списке киношников «Рывок» Канагата Мустафина, «Прыжок Афалины» Эльдора Уразбаева, «Ирония любви» Алексндра Черняева. В контрольной группе никто не видел «Меч Махамбета», большинство сочли худшим «Мустафу Шокая» и «Кек» (Месть) Дамира Манабая. Поскольку никто не назвал фильмы последних лет на молодежную тему, за исключением «Иронии любви» (хотя отвечали, что видели – и «Сказ о розовом зайце», и «Кайрат-девственник», и «Супербаху»), переспросила, почему. Ответ озадачил: не совсем нравится. С упорством идиота переспросила еще раз. Получила следующие односложные ответы: не вполне настоящий, ожидали большего, реклама была лучше, мало правды, но самом деле – все не так… Кино-то игровое, а им правду подавай!

Список студентов-кинематографистов был разнообразнее в силу того, что они больше видели местные фильмы. Двое в числе любимых фильмов назвали «Следы уходят за горизонт» Мажита Бегалина, один – «Тризну» Булата Мансурова. А в списке худших у них фигурировал даже «Кочевник» и неведомый мне фильм «Жетiмдер». В контрольной худшим назван также неизвестный мне фильм «Любовь в кредит» Сабита Абдукалыкова. В списке интересных и впечатляющих в обеих группах упоминались фильмы Жанны Исабаевой «Карой» и «Ойпырмай». Один из контрольной группы заявил: единственным, заслуживающим внимания казахским фильмом считаю фильм о… Борате, в роли которого комик Саша Барон Коэн…

 

Результаты опроса, прямо скажем, обескуражили. Почему в числе заинтересовавших нашу молодежь фильмов так мало картин именно молодежной тематики последних лет? И вообще – за время независимости? Ладно, я и мое поколение, но единодушие новой генерации, проголосовавшей за карсакбаевский фильм почти сорокалетней давности, вынудило меня превратить опрос в допрос с пристрастием. Чего не хватает современным фильмам? Что хочет в них видеть молодежь? Опускаю подробности и резюмирую. Правды. Добра и света. Призыва к этому. Настоящего героя. Искренности, честности и справедливости. Чтобы были нормальные люди и нормальные отношения. Настоящие ценности. Чтобы без убогости, гламурности и пошлости. Чтобы гордились не только прошлым, а занимались бы делом здесь и сейчас. Чтобы хотелось пересматривать и ходить на это кино с друзьями. Чтобы цитировать, как родители цитируют советское… Чтобы воодушевляло… Чтобы были ориентиры. И – цитирую дословно (заметьте, отвечали студенты!): «Чтобы герои вели себя по-человечески в любых обстоятельствах, даже нечеловеческих, потому что это очень важно для детей». Чтобы люди верили. И опять – добра и света, юмора и понимания. Все это было и есть в фильме «Меня зовут Кожа» выпуска 1963года. А сегодня, значит, и поставить рядом нечего?! Не странно ли? На презентации новых кинопроектов сейчас акцент ведь делают исключительно на духоподъемность и патриотизм – и что в итоге?

 

кинопир

 

Разумеется, опрос был стихийным, выборка – случайной, и результаты не претендуют на репрезентативность. Но, в самом деле, почему в дни национальных праздников по ТВ показывают исключительно «Кыз-Жибек»? «Султана Бейбарса?» Да иногда еще «Гибель Отрара»? Из этого набора лишь последнюю ленту с натяжкой можно назвать картиной эпохи суверенитета – она сдана в 1991 году. А что из двух сотен фильмов, сделанных за время независимости, мы можем предъявить себе по гамбургскому счету? Неужели «Небо нашего детства», показанный недавно в Лондоне как «имиджевый фильм о Казахстане»? «Нежданную любовь»? «Ликвидатор»? В 1991 году на «Оскар» от Казахстана выдвигали «Гибель Отрара». Я помню, сколько было жарких споров по этому поводу, но большинством голосов от страны тогда был выбран именно этот фильм Ардака Амиркулова. В этом году безо всяких споров келейно решили заявить на «Оскара» «Возвращение в А» Егора Кончаловского. Как говорится, почувствуйте разницу: кто видел оба фильма, тот поймет мое недоумение.

 

 Что нового, интересного мы обрели в кино за двадцать лет независимости? Понимание необходимости многообразия. Не зря руководство «Казахфильма» (а эта студия, согласитесь, – локомотив отечественного кино) постоянно твердит: мы нацелены на многожанровость, надо насытить рынок. Да, линейка жанров существенно обогатилась, и фильмов становится все больше. Но количество их все никак (подозреваю, в искусстве, возможно, и никогда) не перерастет в качество. Раньше наше кино было штучным, арт-хаусным. Отечественный зритель по его поводу негодовал, местная пресса называла «чернухой», а призы за них на международных кинофестивалях у начальства вызывали недоверие и оторопь: за что?! В том кино было полно технических недостатков, оно рефлексировало, зрителей «грузило», а жизнь и так была тяжела. Теперь на комплексах и рефлексиях поставлен крест, наше кино – развлекательное, коммерческое, пресса все более хвалебная, начальство в восторге, режиссеры уловили конъюнктуру новейшего времени и имитируют …голливудский китч. Все смотрят: ай да мы, можем ведь снимать гладко и красиво. Дарежан Омирбаев и Нариман Туребаев на этом фоне – неандертальцы, но и они нужны, недаром в стратегическом плане Минкульта отдельной строкой записано: призов зарубежных МКФ на 2011 год планируется получить 3. Создать на уровне мировых форматов национальные фильмы за три года – тоже 3. Очень бы хотелось хотя бы одним глазом увидеть кино, созданное по этим установкам. Впрочем, у нас теперь не кино и фильмы снимают, а исключительно – проекты. Так и говорят: я делаю проект. Создают в итоге макеты. Предлагают их публике. Некие продукты массового потребления. Смотришь на экран и думаешь: а где душа этого народа – страдающая, любящая, мыслящая, исковерканная, измученная, но благородная, внушающая уважение и внутренний трепет? Оказывается, не только мое поколение, но и молодые не чувствуют родства с мелкими бесами, что заполонили наши фильмы последних лет: и кони скачут, и степь безбрежна, и лица симпатичны, и все до последней черточки знакомо, но сердце не щемит, и на ум ничего не приходит, поскольку в этих фильмах – ни мыслей, ни души, только технологии, дурновкусие и пошлость. И дикая, наглая подмена сути. Фильмов много, а смотреть нечего. Смыслы не продуцируются. Раскрашенные и озвученные схемы. Весело до жути. Гулкая пустота. Вот эта имитация и компиляция и есть плоды суверенитета в нашем кино? Жадно вбирая в себя все новое, что пользуется спросом и обещает барыши, куда мы дели себя настоящих? Или мы такими всегда и были? Да нет же, ведь фильмы Айманова, Бегалина и Карсакбаева – тоже о нас. Или нам это уже не надо? А что тогда надо? Оглянитесь вокруг: надо просто быть в тренде. А тренд нынче – праздник. Пир Тримальхиона.

 

Гадкое чувство, что и ты к этому причастен… Это кино для молодежи? Для масс? Опросила лишь ничтожную часть этих масс, и выяснилось: они пока знают вкус настоящего. Но еще лет пять такого духоподъемного кино, и можно смело черное выдавать за белое, порок за достоинство, зло за добро, и это станет нормой. Веселая перспектива: пир Тримальхиона как воплощенная в реальность национальная идея. Наш мегапроект навсегда. Вот бы об этом сделать кино… 

Комментарии


Схожий материал

ГРОМКОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНА

Lifestyle , 15 ноября 2013 г.

НЕ ПО-ЖЕНСКИ

Lifestyle , 1 апреля 2013 г.

ЧТОБЫ ЗАЗВУЧАЛО!

Lifestyle , 27 декабря 2012 г.

СИМФОНИЯ МОЩИ

Automag , 3 июля 2013 г.

BLAU GRANDES

Lifestyle , 26 июня 2014 г.

ТИПА СЧАСТЬЕ

Колонки , 23 июля 2015 г.

ТЕОРИЯ СТРУН

Lifestyle , 12 марта 2015 г.

MERCEDES BENZ G-L CLASS

Automag , 4 сентября 2014 г.

СИЛА ПРИТЯЖЕНИЯ

Lifestyle , 30 декабря 2013 г.

Я за чистую жизнь!

Lifestyle , 3 апреля 2015 г.

УДАР НИЖЕ ИМИДЖА

Lifestyle , 6 августа 2014 г.

Сан-Тропе

Lifestyle , 9 июля 2012 г.

ОЧЕРЕДНОЕ ЯБЛОКО

Lifestyle , 6 января 2014 г.

КОЭФФИЦИЕНТ ЛЮБВИ

Automag , 13 августа 2013 г.

КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ

Automag , 13 февраля 2014 г.

Мы в продаже

Скачать PDF #1 MAG №1(61) 2017
Скачать PDF #1 MAG №7(55) 2015
Скачать PDF #1 MAG №6(54) 2015
Скачать PDF #1 MAG №5(53) 2015
Скачать PDF #1 MAG №4(52) 2015

Блиц

10 ДЖЕНТЛЬМЕНОВ КАЗАХСТАНА ПОД ЭГИДОЙ CHIVAS

Быть джентльменом равносильно тому, ...

ALTER EGO - ЕВГЕНИЙ КОНОВАЛОВ

, 21 февраля 2014 г.
Быть директором модельного агентства ...

ALTER EGO - VAGAART

, 24 октября 2013 г.
Мужские черты лица нужны ...

ALTER EGO - Гурген Басенцян

, 2 октября 2013 г.
Настоящая мужская внешность - ...

ALTER EGO - Роман Миронов

, 20 июня 2013 г.
Фото: Vagaart Я на ...

Новости

Персоны , 20 сентября 2017 г.

Анель Сагитова

Персоны , 10 июля 2017 г.

Dwight Rhoden

TRAVEL , 3 июля 2017 г.

ОТКРЫТИЕ REGENT POOL CLUB RESIDENCES ...

FASHION | Персоны , 30 июня 2017 г.

БАРРИ ТЕВАНИ

29 июня 2017 г.

DAMAC Properties в первые представили ...

Паблик , 27 июня 2017 г.

The Good Life

Паблик | Персоны | СПОРТ , 7 июня 2017 г.

INVICTUS

TRAVEL , 4 июня 2017 г.

Этим летом вас ждут пляжи, ...

TRAVEL , 3 мая 2017 г.

Royal Mirage, Dubai

Lifestyle | Паблик , 1 мая 2017 г.

The Great Gatsby Ballet