Комментариев : 0

Анимация: только завязка

Сохранено Колонки | Паблик 9 июля 2012 г.

Текст: Асия Байгожина

  

Высший пилотаж в кино – это анимация. Здесь мало таланта и способностей, надо иметь еще адское терпение, невероятную фантазию и муравьиное трудолюбие. Скрупулезно выверять кадр, контролировать и перерисовывать каждое движение, жест, взгляд – взмах ресниц персонажа! – лишь малая часть ежедневного труда. Но этот пот не стоит ровным счетом ничего, если мультик не придуман и не продуман так, чтобы от него невозможно было оторваться. Люди, которые владеют мастерством такого рода, вызывают у меня восторженное недоумение, поскольку обладают непостижимым умением приковать навеки детей к экрану. И если вы до сих пор сами не «подсели» на «Мадагаскар» и «Ледниковый период», и не знаете, кто такие Симпсоны и Гриффины, и понятия не имеете о Спанч Бобе, то впору задать вам тот вопрос, который в свое время мне в аналогичной ситуации задала пятилетняя племянница Майя: да как же вы живете, если не знаете и не видели всего этого?!

 

С тех самых пор, устыдившись собственного мульт-невежества, стараюсь быть в курсе , и это помогает, поскольку студенты мои – даром что кинофакультет! – разговаривают часто репликами из этих самых мультиков. Впрочем, мы, взрослые, тоже так разговариваем – только цитаты наши из советских мультиков.

 

Собственно казахских мультиков было всегда мало, достоинства и недостатки их не обсуждались – приятно, что они просто были. Усилиями Амена Хайдарова – родоначальника этого жанра в Казахстане – национальная школа анимации все же состоялась, причем и рисованная, и предметная. Когда страна обрела суверенитет, труднее всего оказалось возродить именно мультипликацию – слишком кропотливый и тяжелый это труд, а главное – не быстрый: десятиминутный мультик делают несколько месяцев – за это время полнометражный игровой фильм снимают, и даже не один!

 

Аниматоры пошли в рекламу, на телевидение, в дизайн – без работы никто из них не остался. Но профессиональная мультипликация сошла на нет – на «Казахфильме», начиная с 1994 года, об этом жанре забыли напрочь. И когда усилиями того же Хайдарова почти через семь лет публике были презентованы новые анимационные фильмы, стало грустно: забвение мстительно. Но тут началась эпоха компьютерной графики – 2D и 3D, возник повсеместный интерес к анимации, пришла новая волна, и теперь даже в провинции – Шымкенте и Костанае – оказывается, есть студии, которые претендуют на госзаказ и готовы делать самые разные мультики. Жакен Даненов, который раньше работал в паре с Гани Кистауовым и создавал исключительно авторскую, штучную и изысканную анимацию, ныне тоже «впрягся» в мейнстрим и делает фильм «Ер-Тостик» в расчете на публику.

 

Впрочем, будь моя воля, я бы все киноденьги страны направила на анимацию – с широким конкурсом, поиском идей, требовательным отбором, привлечением разных слоев населения и профессионалов всех мастей – лишь для того, чтобы создать яркий местный мультсериал – веселый, познавательный, остроумный, прикольный, с героями, которые полюбились бы нашим детям, волнующий и запоминающийся. И только потому, что это неоценимый вклад в будущее, судьба которого будет определять жизнь всего Казахстана. По-вашему, это – утопия? Неужели, обладая массой креативных и по-настоящему талантливых людей (они же не все поголовно вымерли, эмигрировали и выдохлись как творцы?!), будучи по-настоящему заинтересованными в конечном результате, опираясь на опыт других стран, нельзя сделать в нашей стране классный мультфильм? Потратить на предварительную работу (идею и сценарий) время – пусть даже год-полтора, объявить конкурс и набор по всей стране и за ее пределами, объединить усилия творцов, деятельно обсуждать каждый этап, подогревая интерес публики, демонстрировать персонажи и сделать такой фильм, чтобы фразы и песни из него стали бы общеупотребительными. Слабо? Что мешает? Думаю, не отсутствие интереса и даже денег. Идеи витают в воздухе. Да и финансы при желании найдутся. Инертность и страх. Всем, и в первую очередь, продюсерам, хочется всего и сразу – здесь и сейчас. Ведь нынче время, как я писала уже, фастфуда и, значит, быстрых денег. А анимация, даже компьютерная, на беду свою, рассчитана на неспешную пошаговую работу. Это жанр марафонцев: в час по чайной ложке, строго дозированно, и не дай бог переборщить или уменьшить – огрехи сразу обнаружатся. А мы люди нетерпеливые, порывистые, успех нам нужен громкий, безоговорочный и немедленный. Норштейны при таком подходе у нас, конечно, не родятся, да сегодня их никто, увы, и не требует. Но ведь и свои «Смешарики» и «Маша и медведь», не говоря уж о «Южном парке», у нас тоже не появляются! Хотя предпосылки есть: интерес к анимации из года в год только растет.

 

Вот перечень недавно выпущенных «Казахфильмом» анимационных фильмов: «Охотник», «Айгуль», «Ақ каз», «Қошкар мен теке», « Байқоныр». Что, впечатляет? Забавные персонажи, интересные картинки, национальный колорит. Подруга-аниматор убеждает, что и мультипликат достаточно качественный, толковала мне про текстуру –верю! Но скучно и грустно от настойчивой назидательности, дидактизма: обязательно какой-нибудь персонаж, обращаясь к остальным героям – охотнику или козочке, а на самом деле, конечно, зрителю, – сообщает, якобы транслируя так называемые вечные ценности, прописные истины! Дети такого на дух не выносят, а взрослые и смотреть не станут – зачем и картинкой, и словами в кадре поучать, это же, извините, все-таки образное искусство, а не пропаганда правильного образа жизни? И все так плоско и примитивно, что на второй минуте начинаешь зевать – наперед все понятно.

 

w мульт

 

И вдруг на этом фоне я смотрю мультик Рамиля Усманова с явно немультяшным названием «Балакайлар мен бөжекейлер» («Детишки и страшилки», пресс-служба «Казахфильма» на русский это название вообще переводит так: «Веселье перед драматической развязкой» – во как!) про двух братьев, живущих в современном городе; старший пугает младшего мифической старухой Жезтырнак – и неожиданно оба оказываются в ее власти... Смещение во времени, переплетение сказочного и обыденного, городские ребята в контексте фольклора – точно расставлены акценты, узнаваемы и ситуация, и поведение персонажей: они отсюда, из нашего времени, именно так ведут себя в этом возрасте – капризно, ревниво, боязливо. Наблюдаешь перипетию за перипетией – захватывает и затягивает! И безо всякой поучающей интонации! Удивительно трогательная, смешная и увлекательная история. Есть, оказывается, потенциал! Вот направление, которое сулит нам собственный зрительский успех! Конечно, и в этом мультфильме есть драматургические просчеты (самая слабая сторона всех наших фильмов, и особенно анимационных – собственно сценарий; режиссер зачастую сам автор и сценария, и диалогов и реплик, а в анимации зачастую он еще и художник-постановщик – понятно, что все при этом не Леонардо да Винчи...), но показателен сам рецепт успеха, рассчитанный на мгновенное считывание и сопереживание. Хорошо бы именно этот импульс был поддержан и подхвачен, ведь нравоучительные архаичные анимационные сентенции и декларации никого не привлекают – искусство, тем более рассчитанное на детей, никогда не воспитывает прямо.

 

Именно неидеальные герои – расхлябанные незнайки и неумейки с причудами, но готовые на риск приключений, открытые всему новому, на собственном опыте познающие цену добру и злу, присутствуют в нынешних американских мультиках. Можно сколько угодно обвинять их в неоправданной агрессии, навязывании собственных стереотипов поведения и чуждых нам образов, но именно эти фильмы владеют умами поколения будущего планеты, и запрещать их бесполезно. Единственное, что можно и позарез необходимо, – создавать свои неповторимые мультики: чтобы сюжеты и герои были из нашей жизни, чтобы режиссеры опирались на свой фольклор и профессиональные знания и не думали, что зритель, даже самый маленький, – глупый и тупой и учится жизни благодаря лишь их фильмам. Конкурировать с лучшими невозможно и не нужно, надо просто, пленяясь собственными выдумками, создавать свой параллельный мир – уникальный и неповторимый, не притворяясь, не считая себя лучше или хуже других, не боясь быть смешными, странными, амбициозными, в общем – такими, как есть, активно культивируя при этом в себе и фильмах – лучшее. Фильм Рамиля Усманова как раз говорит про это – весело и ненавязчиво. И рабочее название «Тимур и Жаник», согласитесь, гораздо проще и уже хотя бы поэтому лучше претенциозного «Детишки и страшилки». Или оно не столь драматично для нашей анимационной развязки? 


Комментарии


Схожий материал

КОЖА, В КОТОРОЙ Я ЖИВУ

Lifestyle , 16 мая 2012 г.

ЧТОБЫ ЗАЗВУЧАЛО!

Lifestyle , 27 декабря 2012 г.

ИКОНА 911

Automag , 22 марта 2012 г.

AVATAR

Lifestyle , 29 июля 2013 г.

НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ

Колонки , 13 июня 2013 г.

CRAB BUCKET CHALLENGE

Колонки , 23 декабря 2014 г.

КТО ВСЕ ЭТИ ЛЮДИ?!

Lifestyle , 29 апреля 2013 г.

ТИПА СЧАСТЬЕ

Колонки , 23 июля 2015 г.

LUINA

Паблик , 10 августа 2012 г.

НИКОМУникабельность

Колонки , 12 декабря 2012 г.

Формула #1

Колонки , 16 июля 2012 г.

GRAND STYLE

Колонки , 21 августа 2011 г.

Кому ремня?!

Lifestyle , 9 июля 2012 г.

БЕЗ СУЕТЫ

Lifestyle , 18 февраля 2014 г.

ФАЛЬСТАРТ

Automag , 7 августа 2013 г.

КИНОПИР

Колонки , 2 июля 2012 г.

ДЕЛО ВКУСА

Lifestyle , 17 августа 2012 г.

БИЗНЕС-КЛАСС

Lifestyle , 27 ноября 2012 г.

Мы в продаже

Скачать PDF #1 MAG №1(61) 2017
Скачать PDF #1 MAG №7(55) 2015
Скачать PDF #1 MAG №6(54) 2015
Скачать PDF #1 MAG №5(53) 2015
Скачать PDF #1 MAG №4(52) 2015

Блиц

10 ДЖЕНТЛЬМЕНОВ КАЗАХСТАНА ПОД ЭГИДОЙ CHIVAS

Быть джентльменом равносильно тому, ...

ALTER EGO - ЕВГЕНИЙ КОНОВАЛОВ

, 21 февраля 2014 г.
Быть директором модельного агентства ...

ALTER EGO - VAGAART

, 24 октября 2013 г.
Мужские черты лица нужны ...

ALTER EGO - Гурген Басенцян

, 2 октября 2013 г.
Настоящая мужская внешность - ...

ALTER EGO - Роман Миронов

, 20 июня 2013 г.
Фото: Vagaart Я на ...

Новости

Персоны , 5 ноября 2017 г.

ЖУЛДЫЗ УАЛИХАН

Персоны , 1 ноября 2017 г.

АЙМАН МУСАХАДЖАЕВА

Персоны , 20 сентября 2017 г.

Анель Сагитова

Персоны , 10 июля 2017 г.

Dwight Rhoden

TRAVEL , 3 июля 2017 г.

ОТКРЫТИЕ REGENT POOL CLUB RESIDENCES ...

FASHION | Персоны , 30 июня 2017 г.

БАРРИ ТЕВАНИ

29 июня 2017 г.

DAMAC Properties в первые представили ...

Паблик , 27 июня 2017 г.

The Good Life

Паблик | Персоны | СПОРТ , 7 июня 2017 г.

INVICTUS

TRAVEL , 4 июня 2017 г.

Этим летом вас ждут пляжи, ...