Комментариев : 0

Марат Бисенгалиев

Автор Добавил в Владимир Рерих | Паблик | Персоны 12 июля 2012 г.

Скрипач доброго дня

Вы, разумеется, говорите по-английски, поскольку больше двадцати лет живете в Лондоне. А книги английские тоже читаете?

Да, легко, по-моему, даже лучше, чем по-русски. Во всяком случае, быстрее.

 

И это касается любых авторов? Диккенса, к примеру?

Нет, Диккенса не могу. Читаю с удовольствием современных писателей, а вот у Диккенса совершенно другой язык, как и у Шекспира. Но это так же, как и в русской литературе…

 

Ну, да, стиль, скажем, Тургенева или Островского мало похож на тексты Пелевина или Сорокина.

Да. Я даже исхитрился взять интервью на английском. У Эррана Барона Коэна, задавал ему всякие несерьезные вопросы…

 

Он имеет отношение к тому самому Саше Барону Коэну?

Ну, да, это его родной брат. Брат Бората…

 

А с самим Боратом вы знакомы?

Нет. Понимаете, он никогда не показывается на публике без маски. Он или Бруно, или Али Джи, или вот Борат, но только не Саша Барон Коэн. Он всегда в маске и к нему не подступиться, к его истинному лицу. Как говорится, дурака из себя строит, но это сознательно. Я считаю, что он величайший  интеллектуал. Этим своим фильмом как бы документальным, а на самом деле комедийным и пародийным он просто взорвал  устоявшиеся представления об американском обывателе – ограниченном и самодовольном. Он угадал потребность западного обывателя именно в таком мифе. И этот его знаменитый фильм высмеивает не Казахстан, а именно тех, кто верит в существование вымышленной «страны Бората». Он их высмеял, а не нас, и этот «смех» им же и продал – коммерческий успех фильма был громким. Это же надо так умудриться! Я пытался это здесь многим объяснить, но в большинстве случаев никакого успеха не добился.  

 

А ваша первая реакция на «явление Бората» тоже была спокойной?

Моя? Первая? Ну, нет, какая там спокойная! Я был просто шокирован. Возмущен! Взбешен даже. Мне казалось, что нужно употребить какие-то усилия, встретиться с президентом, рассказать ему об этом кошмаре, как-то все это безобразие пресечь! В общем, первая реакция была типичная. Но потом я остыл, стал думать, а не закипать эмоциями. Потом познакомился с Эрраном Коэном, он очень известный музыкант, трубач, композитор. И я предложил ему написать пьесу по мотивам казахской народной музыки. Это было непросто, но он ее в итоге написал, пьеса называется «Зере». Мы исполнили ее в Лондоне, в соборе св. Джеймса, я дирижировал казахстанским симфоническим оркестром «Туран Алем», и американский канал PBS снял об этом событии документальный фильм «Музыка без границ», который прошел в эфире 354-х частных каналов!

 

А киношники, конечно же, не упустили этой детали, что музыкант из Казахстана участвует в совместном проекте с родным братом Бората?

Разумеется. Они сделали на этом громкий акцент. И я считаю, что эта наша акция во многом нейтрализовала пародийный образ Казахстана, созданный Боратом. А я получил свою долю паблисити.

 

Но ведь вы и так широко известны в музыкальных кругах, зачем вам  дополнительная известность, которая связана с обликом сомнительного комика?

Знаете, англичане говорят, что паблисити много не бывает. На какие только ухищрения не идут люди, чтобы стать известными! Причем эта известность именно сомнительного толка.

 

И почему, на ваш взгляд, так обстоит дело?

Глубинный смысл этого явления, по-моему, заключается в том, что порок, как правило, куда более притягателен, чем добродетель. Ну, знаете, эффект «бэд бойз», или там…

 

Анфан террибль…

Да-да, плохие мальчишки, скверные девчонки и так далее. Это притягивает. Я об этом и написал в своей книге «ДО…РЕ». Понимаете, «ангелы не продаются». На них нет спроса. О Давиде Ойстрахе невозможно снять фильм или написать увлекательную книгу, потому что он был безукоризненный человек, джентльмен, образцовый супруг и так далее. Не за что уцепиться! А вот о жизни Николо Паганини написаны сотни книг и сняты десятки фильмов. Он был порочен. Он был бабник. Умер от сифилиса. Оставил своего единственного сына нищим,  разорился к концу жизни. И всю дорогу старательно изображал из себя эдакого черта, дьявола, потому что это нравилось публике. По-моему, он первым понял страшную силу инфернального обаяния.

 

рра

 

Маска Паганини оказала на вас влияние?

Пожалуй. Он как бы лучший из лучших всех времен и народов, да? Как Страдивари считается лучшим скрипичным мастером, так ведь? Но дело в том, что Страдивари на самом деле вовсе не лучший скрипичный мастер, а Паганини не есть лучший скрипач. Но оба они – обладатели качественных мифов о себе. Вот и все.

 

Парадокс?

Да. Парадокс. Я профессиональный скрипач, я точно знаю, что в мире есть музыканты, мастерство которых выше Яши Хейфеца или Ойстраха. Но они не сделали себе имени. Их не знают. Когда я слушаю записи величайшего скрипача Ваши Пшигоды, то я просто не понимаю, как это сделано. Непостижимо. Его записывали на каких-то восковых валиках, у него была только одна попытка, без остановок и перерывов. Уму непостижимо. Но кто сегодня знает Пшигоду? Даже специалисты-музыковеды – не все. А я рядом с чешским скрипачем Пшигодой поставить никого не могу. Вот так. Просто слушаю – и качаю головой. И так в любой сфере человеческой деятельности: самыми известными становятся не самые лучшие. Думаете, я не  допускаю,  что в Алматы есть пара скрипачей, которые лучше Марата Бисенгалиева? Допускаю. Даже почти уверен в этом. Профессор, у которого я учился в Москве, технически гораздо выше, чем я и по сей день. А вот на сцене он проигрывает. То есть должен быть еще какой-то необъяснимый магнетизм, возникающий между артистом и публикой. Я это очень хорошо чувствую. Поэтому не люблю выступать здесь, в Алматы.

 

Вот как? Почему же?

Когда я играю здесь, то чувствую холодок стены, и сломать ее мне не удается. Гораздо лучше я работаю где-нибудь в Новой Зеландии или в Западной Европе. Там в зал приходят люди меня слушать, а здесь только за тем, чтобы оценить: ну, как сейчас играет Марат Бисенгалиев?

 

И происходит не оценка, а, скорее, уценка, так?

Вот это вы довольно тонко подметили. Именно так. Связано ли это с менталитетом пресловутым или еще с чем-нибудь, но меня не покидает ощущение, что большая часть зала ждет, когда я споткнусь, упаду. И тогда начнется этот шепоток – ну, все, он уже не тот, недаром он здесь, заграницей он уже никому не нужен… Это особенно остро я почувствовал, когда принял предложение организовать в Уральске западно-казахстанский филармонический оркестр. Мне ведь эту идею подал сначала Президент. Он сказал, что нужно ведь что-то сделать и для своей страны! За эту идею ухватился Крымбек Кушербаев, он был тогда акимом и приложил много усилий, чтобы она реализовалась, причем, в кратчайший срок. И я работал с огромным увлечением, и результат не замедлил сказаться! Бросил ради этого оркестра Бирмингемскую консерваторию, начались записи на самых известных звукозаписывающих студиях мира.

 

И теперь этого оркестра у вас нет.

Его нет фактически, но он есть. Это можно показать на астрономическом сравнении: звезда давно умерла, а свет ее все еще летит. Мы успели записать много уникальных произведений, которые воспроизводятся где-нибудь в разных странах каждый день. А оркестра нет.

 

Вы травмированы этой историей?

Ну, это мягко сказано. Я просто зол. Я зол на тупость людей, на их близорукость, которую они почему-то выдают без всяких на то оснований за патриотизм. Вы можете представить, допустим, мэра Лондона, который вдруг будет приказывать дирижеру набирать в оркестр музыкантов только определенного цвета кожи или волос? У меня кровь вскипает от бешенства, когда я встречаюсь с такими явлениями. Слов нет.

 

Не любят у нас победителей, людей успешных, да?

Да все это так, но, говоря это, я как бы противопоставляю себя своему роду-племени, вроде как я лучше и так далее. Это не так. Я и сам в себе ощущаю многое, от чего я не в восторге, то есть я такой же, просто приучился контролировать все эти вещи с помощью интеллекта.

 

Это уже результат влияния Запада?

Безусловно. Западная ментальность приучает к рациональному самоконтролю, к самодисциплине, наконец.

 

Но прожив столько лет в Британии, вы разглядели там тоже «невидимые миру слезы». В своей книге вы пишете, что для Англии характерен «институционный расизм». Что это такое?

Это выражается в такой вот бессознательной снисходительности. Человек с вами общается, улыбается, но он найдет множество очень тонких способов подчеркнуть свое превосходство над вами. Даст почувствовать, что он – это не вы. Это постоянно проскальзывает. Моя дочка учится в частной закрытой школе, там обучаются дети, что называется, из «хороших семей». Вот там это особенно заметно. Почти открытое пренебрежение в адрес китайцев. Она постоянно приносит в дом анекдоты про «чинки»,  где они выглядят круглыми идиотами. Мы об этом с нею никогда не говорили, но я точно знаю, что она меня стесняется. Поэтому я никогда не ходил на родительские собрания. Ходила ее мать, «чистокровная англичанка»… Стина, моя первая жена, как-то сказала мне еще в самом начале супружества: ну ты ведь «блэк», черный. Я решил уточнить: я не черный, я, скорее, желтый, «еллоу»! Она покачала головой. Нет. Черный. В Британии, в отличие от США, к примеру, нет понятия «цветной». Только «блэк энд уайт».

 

А вас не обижали такие вот разговорчики?

А я, знаете, такой конформист, со мной любой черт уживется. У Стины был ужасный характер, но я не считаю, что этот брак был несчастным. Просто когда «добрые люди» доложили мне о супружеской неверности, то этого я уже стерпеть не мог. Лучше бы не узнал, глядишь, и сегодня бы жили вместе. Надеюсь, моя нынешняя жена Василия этих слов не прочитает и не услышит…

 

Поразительно, но вы позволяете себе и в книге, и сейчас, во время этой беседы откровенности, немыслимые для «среднестатистического мужчины». Это у вас такая степень внутренней свободы?

Не знаю. Я не чувствую затруднений, когда говорю об этих вещах. В общем-то, дела житейские. Мне высказываться на политические темы сложнее. Я вот в своей книге хотел кое о чем написать резче, жестче. Но струсил. Не написал. И вам не все рассказал, потому что были основания.

 

Вы смотрели картину Данелии «Кин-дза-дза»? Там часто повторяется одна фраза: скрипач не нужен! Я подумываю, не назвать ли так нашу беседу? Но для этого я должен вас спросить: а нужен ли сегодня скрипач?

Фильма этого, к сожалению, не смотрел, но суть вопроса уловил. Отвечу так: вечные ценности иногда уступают дорогу суррогатам и прочим временным заменителям-релаксантам. Ну вот кризис сейчас, да, действительно, в Англии это очень чувствуется. Я там работаю иногда, но за смешные гонорары. Видимо, там «скрипач не нужен», фигурально выражаясь. И потому я «двинул на Восток», работаю сейчас в Индии, в Бомбее мне доверили создать первый в истории этой страны симфонический оркестр.

 

Как это может быть, что в такой стране не было симфонического оркестра?

Ну, это же бывшая английская колония, которая никаких культурных задач перед собою не ставила. Им это просто в голову не приходило… Вот я вам сейчас расскажу свой примерный рабочий график. Семью я вижу не более двух месяцев в году. Из Алматы сейчас полечу в Минск, потом домой, к семье, но на один день, больше не получится. Оттуда прямиком в Бомбей, где буду неделю. Снова вернусь домой, но уже на три дня. После этого – Китай, США, Великобритания… Это лишь фрагмент перспективы на обозримое будущее. Скрипач нужен, однако!

 

Передвигаясь так много по планете, вы пересекаете не только часовые пояса, не только государственные границы, вы перемещаетесь из одного исторического времени в другое, ведь так?

Да, я стал часто об этом задумываться. Только не знаю, укорачивает это обстоятельство мою жизнь или удлиняет…

 

Как большинство артистов, вы, скорее всего, человек суеверный. А как вы относитесь к понятию «мушель»?

Отношусь к нему очень серьезно. Хотя 15 марта я из этого периода благополучно вышел.

 

Примите наши поздравления! И пожелайте что-нибудь читателям нашего журнала…

Знаете, я всегда теряюсь, когда слышу такую просьбу. Говорить какими-то штампами не хочется. Скажу просто: желаю вам доброго дня!


Хм. Ну, тогда добавлю с вашего позволения: пусть тот день, когда вы прочитаете этот материал, будет добрым. Да и все остальные тоже!


Комментарии


Схожий материал

Son Pascal

Паблик , 4 сентября 2012 г.

MAURICE-RICHARD HENNESSY

Lifestyle , 5 июля 2012 г.

Philippe Thibaud

Алкоголь , 2 августа 2012 г.

Оксана Робски

Lifestyle , 12 июля 2012 г.

THIERRY LAVALLEY

Lifestyle , 20 апреля 2016 г.

Борис Беккер

Паблик , 27 августа 2012 г.

VINCENZO BRANDONISIO

FASHION , 10 октября 2013 г.

НИКАС САФРОНОВ

Арт , 19 ноября 2014 г.

Заметки драконолога

Паблик , 9 июля 2012 г.

НЕ ТАМАДЫ!

Паблик , 13 мая 2013 г.

АЙДАН КАРИБЖАНОВ

Lifestyle , 5 декабря 2013 г.

ДИНАСТИЯ ЦХАЙ

Паблик , 9 октября 2014 г.

Все лучшее - детям?

Lifestyle , 18 июля 2012 г.

YEWN

Lifestyle , 6 августа 2014 г.

КРАСАВИЦА И ЧУДО

Колонки , 5 сентября 2012 г.

СОСО ПАВЛИАШВИЛИ

5 января 2016 г.

MAURICE HENNESSY

Персоны , 23 июня 2014 г.

MO BENCHELLAL

FASHION , 9 октября 2013 г.

НЕ ПО-ЖЕНСКИ

Lifestyle , 1 апреля 2013 г.

АННА ИОТКО

8 января 2015 г.

CRAB BUCKET CHALLENGE

Колонки , 23 декабря 2014 г.

LUINA

Паблик , 10 августа 2012 г.

Канат Ибрагимов

Арт , 29 мая 2012 г.

СВОБОДА от СЛОВА

Колонки , 16 октября 2012 г.

Мы в продаже

Скачать PDF #1 MAG №2(62) 2017
Скачать PDF #1 MAG №1(61) 2017
Скачать PDF #1 MAG №7(55) 2015
Скачать PDF #1 MAG №6(54) 2015
Скачать PDF #1 MAG №5(53) 2015

Блиц

10 ДЖЕНТЛЬМЕНОВ КАЗАХСТАНА ПОД ЭГИДОЙ CHIVAS

Быть джентльменом равносильно тому, ...

ALTER EGO - ЕВГЕНИЙ КОНОВАЛОВ

, 21 февраля 2014 г.
Быть директором модельного агентства ...

ALTER EGO - VAGAART

, 24 октября 2013 г.
Мужские черты лица нужны ...

ALTER EGO - Гурген Басенцян

, 2 октября 2013 г.
Настоящая мужская внешность - ...

ALTER EGO - Роман Миронов

, 20 июня 2013 г.
Фото: Vagaart Я на ...

Новости

FASHION | Персоны , 6 июня 2017 г.

DRESS BY YANA: ПЕРВОЗДАННАЯ ЖЕНСТВЕННОСТЬ

Персоны , 5 июня 2017 г.

ACTUAL OPTIC – 18 ЛЕТ ...

TRAVEL , 3 мая 2017 г.

Royale Mirage, Dubai

Lifestyle | Паблик , 1 мая 2017 г.

The Great Gatsby Ballet

FASHION , 22 февраля 2017 г.

MILAN FASHION WEEK

TRAVEL , 19 февраля 2017 г.

JUMEIRAH ZABEEL SARAY

17 февраля 2017 г.

JAQUET DROZ LADY 8 FLOWER

Колонки , 16 февраля 2017 г.

ПУТЕШЕСТВИЯ

Персоны , 15 февраля 2017 г.

ГАЗИЗА ЕСПАЕВА

Колонки | Лия Жан , 10 февраля 2017 г.

ЭНЕРГИЯ СВЕТА