Комментариев : 0

Ермек Турсунов

Автор Добавил в Паблик | Персоны 13 июля 2012 г.

Ермек Турсунов снял фильм «Шал» («Старик»). Это больше, чем просто хорошая картина. Широкий зритель еще не успел ее увидеть, а критики уже единодушно успели зачислить фильм, так сказать, в анналы.

 

Вот что, например, пишет в своей рецензии на ленту известный гуру киноклуба имени себя Олег Борецкий: «Поздравьте себя и своих близких, у нас появился настоящий национальный фильм. Современный и своевременный, способный стать точкой отсчета и началом рефлексии: кто мы, откуда и куда идем. Ермек Турсунов, который когда-то сказал, что нам нужен не «Рывок», а прорыв, сам, не осознавая того, и стал этим прорывом в казахстанском кино». Доктор искусствоведения Гульнара Абикеева после закрытого показа «Шала» и вовсе назвала Турсунова лидером отечественного кинематографа, который «долго не определялся» и вот, мол, наконец…

 

Когда я цитировал Ермеку комплименты Абикеевой и Борецкого, он после каждой фразы недоверчиво вставлял: «Да ну?! Так и сказали?» И радостно ржал, как конь Орлик – один из героев его фильма. А потом заключил: «Если бы это говорили какие-то левые люди… А к мнению Гульнары и Олега я всегда прислушиваюсь. Приятно!». И сделал неожиданный вывод – После таких слов мне здесь точно кислород перекроют.


yui

С актером-то трудно договориться, а попробуй с волком: здесь выйди, сюда посмотри, и желательно, чтоб у него выражение морды было вот такое

 

«МЕНЯ ПРЕДЛАГАЛИ ВЫСЛАТЬ…»


Это не кокетство. Три года назад в прокат вышла его первая картина «Келiн» («Невестка»). Она попала в шорт-лист «Оскара» в номинации «лучший иностранный фильм». А ее фестивальная гастроль по белу свету получилась громкой и карнавальной.

Вот что тогда рассказывал об итальянском кинофоруме «Таормин», сам режиссер: «На открытии фестиваля, «Келiн» представляла Катрин Денев, а на закрытии - Джессика Ланж. «Таормин» проходил в античном театре, которому 2 000 лет. Когда-то там проводились  гладиаторские бои. Оттуда шел прямой репортаж по всей Италии.

Ведущие и зрители Палермо, Сиракуз, Неаполя, Рима два часа после фильма выражали свое одобрение. Я там весь такой крутой ходил! (Смеется). А сюда приехал - и попал…»

 

А в Казахстане в 2009-м фильм «Келiн» подвергся остракизму – за эротические сцены, вполне, между нами, невинные, да и сама картина действительно чиста, как поцелуй младенца. Тем не менее, «уважаемые люди» писали на Ермека куда следует…

 

В тот период меня даже предлагали выслать из Казахстана, - вспоминает Ермек.

 

Причину столь своеобразного отношения к ленте, которая составила бы славу кинематографа любой страны, Турсунов обозначил в одной своей давней статье: ее заголовок говорит сам за себя – «Зависть - двигатель прогресса».

 

Еще до «Келiн» на экраны вышел чудесный, поэтичный «Тюльпан» российского режиссера Сергея Дворцевого, который родом из Южно-Казахстанской области. На мой взгляд, это один из самых честных фильмов о казахском ауле. Он получил 22 международных приза, а в Алматы в кинозале мы с женой вдвоем сидели.

 

Как думаешь, почему люди так не любят правду, особенно о себе?

Правда имеет не очень высокую цену в нашем обществе. В какой-то момент, я не помню, когда это случилось, произошла подмена понятий. Нас переориентировали, и мы стали думать по-другому. Забылись традиции, люди вымылись. Прервалась связь времен. Ты посмотри, вокруг что творится…

 

Допуская, что на родине Турсунов огребет на свою камеру приключений и с новым фильмом (хотя там ничего «такого» нет), пытаюсь его успокоить:

 

Уверен, за границей «Шал» прозвучит.

Что-то он получит, конечно (имеет в виду призы на кинофестивалях).

 

Ну и будешь востребован, начнешь себе работать за бугром - вон, как Нугманов во Франции.

Да не хочется за бугром. Мне в Торонто предлагали: оставайся, работай. Я возгордился было. Но спросил: а зачем я вам нужен? Один крутой продюсер говорит: понимаешь, Тарантино или Гай Ричи затребуют таких гонораров, что труба. А уровень ремесла у тебя примерно такой же. И нам выгоднее с тобой работать: мы же знаем, сколько ты стоишь (смеется).

 

В РЕЖИССУРУ - КАК В ОМУТ

 

Кинорежиссером Турсунов стал, когда многие его ровесники уже запускались с десятым фильмом. До этого был журналистом, руководителем печатных и телевизионных СМИ, даже игроком сборной Казахстана по футзалу. Известен как писатель («Прелюдия», «Тамга», «Мамлюк», «Семь майских дней») и кинодраматург («Мытарь», «Мустафа Шокай», «Кто вы, господин Ка?»).

 

Я никогда не хотел быть винтиком в каком-то механизме, - объясняет Ермек резкий поворот в своей судьбе. Работать на кого-то, чьи-то тупые идеи пропихивать. Да и потом времена изменились, можно уже было вытащить из стола то, что я писал много лет назад. Поэтому я и нырнул с головой в режиссуру.

 

Чем тебя участь сценариста не устраивала?

Это очень зависимая профессия.

 

В той же мере, что и актерская?

В профессии актера есть что-то от женщины с пониженной планкой социальной ответственности, скажем так: тебе обязательно надо понравиться. У кинодраматурга - тоже нечто подобное: он должен подстраиваться под чужой способ видеть. В американских умных книжках для кинодраматургов пишут: ты должен написать такой сценарий, чтобы даже после вмешательства продюсера, режиссера, монтажера что-то твое там осталось. Но я реально оценивал свои способности: такого сценария я написать не смогу. В итоге все сложилось именно так, как и должно было быть. Не скажу, что я пер напролом в режиссуру. Если честно, до сих пор себя режиссером не считаю.

 

А сам не смотришь в видоискатель камеры?

Бывает, но редко. Я работаю так: сначала оговариваю, как это вижу по цвету, по свету, по стилистике. Допустим, на «Шале» я Мурату Алиеву всю палитру эпохи Возрождения показал.

 

ХЕМИНГУЭЙ ПО-КАЗАХСКИ

 

Несомненный прорыв режиссера в том, что он очеловечил природу, сделал овец, волков, лошадей полноправными действующими лицами. Даже туман, в котором проходит 80 процентов экранного времени, – живой персонаж.

 

У нас степь снимают всегда одинаково - бараны, чабаны, кони, юрты .Все это служило фоном, на котором происходят те или иные  события. Я попытался взглянуть на эти атрибуты, привычные нам с детства, по-другому. Не знаю, заметил ли ты, что в «Шале» много библейских мотивов. Овца - это же библейское животное, ягненок - агнец.

 

А чабан – это пастырь.

Абсолютно! Маленький вождь маленького народа. Это Моисей, который блуждает по пустыне, или в тумане - в поисках земли обетованной. То есть истины. Я закладывал в этот фильм та-а-акие смыслы!

 

ghj

Это больше, чем просто хорошая картина

 

В сцене схватки с волком ты даешь крупный план старика Касыма, где он начинает рычать и сам становится похож на волка.

Так в том-то и дело! Я и хотел сказать, что в наше время люди превращаются в волков, а волки благороднее людей. Волчица в финальной сцене смотрит на него человеческими глазами - как мать.

 

Меня особенно поразило, как дисциплинированно, повинуясь воле режиссера, ведут себя в кадре волки – животные, дрессировке не поддающиеся в принципе. Можно только догадываться, чего это стоило Турсунову.

 

Как вспомню… ( Ермек передергивает плечами, словно от озноба). С актером-то трудно договориться, а попробуй с волком: здесь выйди, сюда посмотри, и желательно, чтоб у него выражение морды было вот такое. У них ведь тоже своя мимика есть! И потом, волк - такой актер, который ни секунды не держится в кадре: у него глаза постоянно стреляют по сторонам, как у некоторых наших политиков, уши «пеленгуют». С собакой проще: Шарик, замри! А с волками 21 дубль - мимо, 22-й - попал.

 

Жанр фильма я бы определил просто - это оптимистическая трагедия.

У Хемингуэя старик проиграл. Акулы марлина съели, он притащил скелет – мертвое свидетельство своей победы. Шал потерял всю отару - остался один ягненок, но Касым передал ему, как и внуку, науку выживать. Не отчаиваться. Бороться до конца. Ведь старик уходил уже в небытие, его звала давно умершая мать - и это же мальчишка выдернул его с того света: «Ты прекращай, надо пожить еще, сегодня «Реал» играет!»

Жизнь продолжается…

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

 

…И продолжается кино. Ермек готовится к съемкам последнего фильма трилогии - «Кенже» («Младший брат»). Говорю ему, что он напал на золотую жилу: следом логично ожидать «Балдыз», «Куйеу бала», «Байбише». И особенно «Токал» - вот был бы хит!

 

Да, можно воспроизвести на экране весь пантеон казахской семьи. (Смеется) Но пока ограничусь трилогией.

 

У нас почти все уважающие себя режиссеры имеют побочный бизнес. Вон Ардак Амрекулов - преуспевающий конезаводчик. А у тебя есть «свечной заводик»?

У меня есть мяч с чемпионата мира по футболу в ЮАР и бутсы фирмы «Мозино». Таких в Алматы ни у кого нет!

 

Комментарии


Схожий материал

ABSOLUT ART

ABSOLUT UNIQUE , 9 января 2013 г.

Post Style

Колонки , 11 июля 2012 г.

ВЕСОМЫЙ РЕЙТИНГ

Lifestyle , 19 декабря 2013 г.

ALTER EGO - Бейбит Алибеков

БЛИЦ , 16 декабря 2012 г.

Прекрасные цветы

Lifestyle , 18 марта 2013 г.

Gerry Judah

Lifestyle , 17 июля 2012 г.

Мы в продаже

Скачать PDF #1 MAG №2(62) 2017
Скачать PDF #1 MAG №1(61) 2017
Скачать PDF #1 MAG №7(55) 2015
Скачать PDF #1 MAG №6(54) 2015
Скачать PDF #1 MAG №5(53) 2015

Блиц

10 ДЖЕНТЛЬМЕНОВ КАЗАХСТАНА ПОД ЭГИДОЙ CHIVAS

Быть джентльменом равносильно тому, ...

ALTER EGO - ЕВГЕНИЙ КОНОВАЛОВ

, 21 февраля 2014 г.
Быть директором модельного агентства ...

ALTER EGO - VAGAART

, 24 октября 2013 г.
Мужские черты лица нужны ...

ALTER EGO - Гурген Басенцян

, 2 октября 2013 г.
Настоящая мужская внешность - ...

ALTER EGO - Роман Миронов

, 20 июня 2013 г.
Фото: Vagaart Я на ...

Новости

FASHION | Персоны , 6 июня 2017 г.

DRESS BY YANA: ПЕРВОЗДАННАЯ ЖЕНСТВЕННОСТЬ

Персоны , 5 июня 2017 г.

ACTUAL OPTIC – 18 ЛЕТ ...

TRAVEL , 3 мая 2017 г.

Royale Mirage, Dubai

Lifestyle | Паблик , 1 мая 2017 г.

The Great Gatsby Ballet

FASHION , 22 февраля 2017 г.

MILAN FASHION WEEK

TRAVEL , 19 февраля 2017 г.

JUMEIRAH ZABEEL SARAY

17 февраля 2017 г.

JAQUET DROZ LADY 8 FLOWER

Колонки , 16 февраля 2017 г.

ПУТЕШЕСТВИЯ

Персоны , 15 февраля 2017 г.

ГАЗИЗА ЕСПАЕВА

Колонки | Лия Жан , 10 февраля 2017 г.

ЭНЕРГИЯ СВЕТА