Комментариев : 1

Режиссер по имени Жанна

Сохранено Колонки | Паблик 13 июля 2012 г.

К студентам в Жургеновку, где показали ее «Карой», она все-таки пришла. На робкий вопрос будущих режиссеров, почему снимает такое жестокое кино, ехидно отвечала: «Как чувствую, так снимаю». На горький возглас профессора-киноведа Раушан Газизовны Оспановой «Но ваш финал, он же вообще против естества – человеческого, женского, самой души, наконец!» скривилась: «Только не учите меня морали!».

 

На конференцию Союза кинематографистов, где показывались и обсуждались все местные фильмы, и сама отказалась прийти, и демонстрацию своих картин запретила: «Кто будет смотреть и обсуждать? Местные киноведы и режиссеры? Ах, еще и журналисты?! Это не обсуждение, а осуждение будет! Я знаю уже! Спасибо, нет!». (Выражения были гораздо энергичнее, но суть такова).

 

В этот номер журнала хотела сделать с ней интервью. Та же реакция: «Куда?! Какой журнал? Для чего? Нет! Я занята!».

 

В уже опубликованных интервью с нею нота вызова и самоутверждения очевидна: «Я делала фильм исключительно из эгоистичного желания творческой самореализации. Поэтому и отношение к критике у меня самое простое: если кому-то нравится, я счастлива, если нет – мне все равно. Мой зритель в кино не ходит, как раз потому, что его привлекает умное кино. Сейчас идет интенсивный переговорный процесс по разным проектам. Из суеверия не буду говорить о них, но все они рассчитаны на то, что режиссером буду я и только я!».

 

Коллеги-кинематографисты со своими замечаниями, кажется, сидят у нее в печенках. Чиновный люд ее кино не воспринимает. Местная интеллигенция, похоже, стесняется того, что есть в ее фильмах. Но даже в глубинке их смотрят, и диск с ее второй картиной ходит по рукам в аулах. Все ее фильмы  злободневные. Это, если хотите, социальный эпатаж. Когда сняла первый, «Карой», сразу стало ясно: Жанна Исабаева – профессионал. Без скидок на дебют, женское начало и безденежье. Хотя могла бы для начала сделать что-то дамское, милое, романтически-возвышенное, чтобы снисходительно похвалили и дали «путевку в жизнь». Она же берет с места в карьер. И одолевает заданную высоту играючи, заявляя: «Снимать мне легко, потому что фильм давно снят и смонтирован в моей голове!». И это не фраза. Оператор Ренат Косай, работавший с Исабаевой, подтверждает: «Раскадровки делали тщательно, каждый план был расписан от и до, и организация съемок была на высоте. Жанна была сама автором, режиссером и продюсером своего дебютного фильма».

 

Увидев ее первый фильм, публика содрогнулась. На фоне жизнерадостных баек про глянцевые страсти и преданья старины глубокой ее «Карой» смотрелся дико. Две мои приятельницы пошли с мужьями на этот фильм и оказались совершенно раздавленными после сеанса: жуть и мрак! Хотя, казалось бы, подобным нас не удивишь. Серик Апрымов 20 лет назад поставил «Конечную остановку» – драму распада и разложения человека аула. Но даже там были своего рода «приличия», абсурдные, перевернутые, извращенные, но какие-то понятия условности – в общем, маразм, однако облеченный в рамки. В «Карое» ничего этого нет и в помине. Здесь все – от края и за край. Все наотмашь! Бесстыдство беспримерное. Ложь наглая. Обман наиподлейший. Беременную жену друга насилует. Копейки у старухи крадет. И бьют героя за это до потери сознания. Поделом!

 

Но тут пластинка переворачивается. Негодяй Азат, на котором клейма уже ставить негде, оказывается любящим сыном, братом и дядей. (И это тоже данность, вы же смотрите сводку криминальных новостей: отъявленный убийца тоже чей-то любимый и любящий сын). Но в доме нищей сестры, где лежит обузой их безнадежно больная мать, Азат нахлебник. Он это осознает. И делает единственное в своей жизни «благое» дело: выполняя волю и слезную просьбу матери, душит ее подушкой (предварительно показав этой же маме любимое ею индийское кино) и отправляется восвояси.

 

И имя у него говорящее: Азат в переводе значит «свобода». Он свободен абсолютно от всего – норм, обязательств, родственных и дружеских уз.

 

Последний кадр: Азат идет по дороге, навстречу солнцу и новым приключениям. Вот и скажите теперь – тварь он дрожащая или право имел?

 

Естественно, чиновники от культуры окрестили «Карой» чернухой. Но народ ее фильм по-настоящему смотрел! Вздыхал, плакал, ругался, но смотрел. После сеанса выходил мрачный и задумчивый. Думаю, если бы не беспредельно-отчаянная авторская искренность, в своей полноте претендующая на художественность, вряд ли бы зритель эту картину принял. А тут – хоть и тяготился увиденным, но признал кошмар своим. Похоже, для режиссера это стало откровением. И она пошла навстречу своему зрителю: после омерзительно правдивой драмы о негодяе наших дней Жанна Исабаева сделала комедию «Ойпырмай, или Дорогие мои дети». Надумав сыграть свадьбу младшего, пятого сына, мать отправляется на поиски денег к уже женатым его братьям и замужним сестрам. Ситуация, знакомая до нервного тика каждому казаху: разбейся в лепешку, а той устрой. Вот мама и прет, как танк, вымогая деньги у близких, как профессиональный рэкетир. Родственники обижаются, негодуют, ссорятся, взывают к совести и милосердию. Но это священная дань, каждый обязан внести свою долю-оброк. Невзирая ни на что.

 

Финал: пир горой, где родня, позабыв предсвадебные распри и слезы, лихо пляшет под музыку из индийского же кино.

 

Этот фильм Исабаевой у публики, что не ходит в кинотеатры с конца советской эпохи, нарасхват. На пиратском видеорынке он мгновенно стал хитом сезона. Народ опять же себя в нем узнает и, судя по отзывам, признает. Мне вот надо было пересмотреть «Ойпырмай». Прежний диск затерялся. Пришла в «Меломан». Продавец тут же протянул мне DVD с этим фильмом. Я человек не жадный, но отдавать 1279 тенге за диск не хотелось. Однако продавец сразил меня фразой: «Я видел фильм. Там одна сцена с бесбармаком стоит уже этих денег! Не пожалеете! Все, как в жизни!». Он прав. Все смотрят, смеются и говорят: «Так и есть!». Жизнь чуть ли не в формах самой жизни!

 

Сейчас Исабаева снимает третий свой игровой фильм, тоже основанный на местных реалиях. О потере невинности, первом сексуальном опыте девушек в Алматы. Не сомневаюсь, он тоже станет популярным в широких народных массах и снова вызовет на себя шквальный огонь критики. Фестивальная зарубежная слава ее, точно, не обойдет. Но в кругу большинства местных коллег и в глазах тех, кто рулит нашей официальной культурой Исабаева – пария. Ее фильмы – вызов. Дерзкий, бесстрашный, откровенный, эпатажный и бесшабашный.

 

Да, похоже, она постоянно балансирует на грани пошлости и вульгарности, доходящей до цинизма. Кажется, она не знает меры. И чувство вкуса ей порой изменяет. И хотя она утверждает, что кино делает художественное, зазора между жизнью и искусством практически не оставляет: неслучайно фразу «все, как в жизни!» она воспринимает как комплимент.

 

В очередной раз посмотрев ее фильмы, я вдруг догадалась, что же такое они собой представляют. Это же очерки наших нравов! Злободневные! Почти физиологические! Это то, что растворено без остатка в людском материале, в ткани повседневной жизни и определяет вектор нашего бытия. Наши страсти, наш темперамент, наши понятия о добре и зле, наш поведенческий комплекс. Это то, чем мы живем, чего стесняемся, к чему стремимся. Это то, что мы о себе давно знаем, чувствуем. А теперь, благодаря фильмам Жанны Исабаевой, они обретают культурную легитимацию! Она дает жизнь на экране тем вещам и явлениям современной жизни (жизни, которую мы проживаем именно сейчас, сию минуту!), которые до нее в нашем кино никто практически не артикулировал. Нет, разумеется, в свое время это делал Сатыбалды Нарымбетов, потом Серик Апрымов. Сейчас в этом ключе, мне кажется, пытается работать еще и Сабит Курманбеков. Но в их кино всегда есть дистанция, некое отстранение и отстранение предмета.

  

Исабаева же всегда в материале, и кино свое делает прямо из самого времени, зачерпывая его из гущи современной жизни, интуитивно выбирая оттуда или самое яркое, или самое темное. Делает это лихо и смело, нарушая все табу и отметая условности. Она (и это, мне кажется, самое главное) единственный ныне режиссер, который сумел уловить, запечатлеть не только само наше безобразное и прекрасное время, но выявить и предъявить типичное и типическое, что делает это кино притягательным абсолютно для всех.

 

Похоже, Исабаева знает рецепт успеха. Она развенчивает все мифы и упрямо создает аутентичный портрет нашего общества. Она – социальный режиссер. И, по-моему, единственный. Ее картины – наше зеркало. Кто-то называет его кривым. Если бы так, то было бы проще. Все вокруг понимают, что ее кино не врет… Другое дело, что она так входит во вкус, настолько поглощена стихией самой жизни, так захвачена энергией социальных потоков, так обжигающе близка к явлениям, что составляют темную суть нашей коллективной души, что может сама оказаться в их плену. Поэтому с нетерпением жду на экране ее следующую картину. Тот же продавец в «Меломане» сообщил, что скоро премьера. И, может, Исабаева все-таки согласится потом на интервью? Хотя даже боюсь представить, во что это выльется…

Комментарии


Схожий материал

НЕ ПО-ЖЕНСКИ

Lifestyle , 1 апреля 2013 г.

Кто-то говорит...

Lifestyle , 10 июля 2012 г.

LUINA

Паблик , 10 августа 2012 г.

ДИНАСТИЯ ЦХАЙ

Паблик , 9 октября 2014 г.

ЭФФЕКТ G

Automag , 10 сентября 2012 г.

Заметки драконолога

Паблик , 9 июля 2012 г.

Мы в продаже

Скачать PDF #1 MAG №1(61) 2017
Скачать PDF #1 MAG №7(55) 2015
Скачать PDF #1 MAG №6(54) 2015
Скачать PDF #1 MAG №5(53) 2015
Скачать PDF #1 MAG №4(52) 2015

Блиц

10 ДЖЕНТЛЬМЕНОВ КАЗАХСТАНА ПОД ЭГИДОЙ CHIVAS

Быть джентльменом равносильно тому, ...

ALTER EGO - ЕВГЕНИЙ КОНОВАЛОВ

, 21 февраля 2014 г.
Быть директором модельного агентства ...

ALTER EGO - VAGAART

, 24 октября 2013 г.
Мужские черты лица нужны ...

ALTER EGO - Гурген Басенцян

, 2 октября 2013 г.
Настоящая мужская внешность - ...

ALTER EGO - Роман Миронов

, 20 июня 2013 г.
Фото: Vagaart Я на ...

Новости

Персоны , 20 сентября 2017 г.

Анель Сагитова

Персоны , 10 июля 2017 г.

Dwight Rhoden

TRAVEL , 3 июля 2017 г.

ОТКРЫТИЕ REGENT POOL CLUB RESIDENCES ...

FASHION | Персоны , 30 июня 2017 г.

БАРРИ ТЕВАНИ

29 июня 2017 г.

DAMAC Properties в первые представили ...

Паблик , 27 июня 2017 г.

The Good Life

Паблик | Персоны | СПОРТ , 7 июня 2017 г.

INVICTUS

TRAVEL , 4 июня 2017 г.

Этим летом вас ждут пляжи, ...

TRAVEL , 3 мая 2017 г.

Royal Mirage, Dubai

Lifestyle | Паблик , 1 мая 2017 г.

The Great Gatsby Ballet