Комментариев : 0

В поисках утраченной хроники

Сохранено Колонки 13 июля 2012 г.

Вирусом кино сегодня в стране заражены, кажется, все. На кастинги ходят толпами. Даже ассистенты и помрежи ведут свои блоги в Сети. И комментариев к ним больше, чем на сайте у премьер-министра. На пиратском рынке возле Зеленого базара стали продавать современные казахфильмовские картины – это, как ни крути, показатель успеха. Но эта вспышка интереса касается лишь игровых фильмов. К документалистике относятся как ко вторичному жанру. Такова традиция, которая тянется с советских времен, когда перед фильмами в кинотеатрах «крутили журнал»…

 

Впрочем, был момент, когда именно документальные фильмы собирали полные залы. То время называлось «перестройкой». Интерес к неигровому кино вырос тогда неимоверно. Кажется, это было вчера...

 

...А сегодня страна на пороге 20-летия суверенитета. Что собой представляет хроника нашей независимости? Студенты мастерской неигрового кино, которую я веду вместе с Владимиром Тюлькиным, сейчас снимают фильм, посвященный 20-летию страны. Естественно, стержнем такой ленты должнен быть хроникальный материал. Хронику знаковых событий мы нашли. Но отыскать кадры повседневной, будничной жизни страны (она ведь не только из заседаний, шествий и празднеств состояла все эти годы) оказалось делом почти невозможным. Телевидение, взяв на себя репортерскую миссию, выполняет задачи пропагандистского толка. Документальное кино как таковое нами, увы, утрачено. При том, что государство тратит на него немалые средства, и правильно делает, поскольку оно - документальное подтверждение его исторической состоятельности. Именно хроника создает зримый образ страны, осмысляет прошлое, размышляет над настоящим и прокладывает дорогу будущему.

 

Казахстанская документалистика наследует традиции советской, и, самое главное, что заложено в основу нашего нынешнего официального неигрового кино, – это монументальность и пафосность. Юбилеи, торжества, праздники к тому обязывают (поводов множество: саммит ОБСЕ, Азиада, Всемирная исламская конференция и т.п.). И потому на разные «датские» темы в обилии снимаются удивительные по дурновкусию опусы, которые показываются по «ящику» и именуются документальными фильмами. При этом нет ни одного, который действительно достойно показывал бы Казахстан как страну, вызывал положительные эмоции - нам ведь в самом деле есть чем гордиться! Пафосно-глянцевые картины, в которых нет ни мысли, ни страсти, вызывают досаду и обиду - в данном случае – профессиональную. Реальность настоящего подменяется мертвым, но красочным - и оттого угнетающим - жизнеподобием.

 

Картинки-иллюстрации по принципу: просто, очень просто и проще некуда. Это вот Астана - наша столица. А это Байтерек - символ Астаны. Это Президент – лидер нации. Это вот - люди – народ Казахстана. Они поют гимн. Все вместе – это государство. Изображение равно изображаемому. Какие могут быть разночтения, если все - только символы и знаки?

 

В этом году выходит 20 документальных фильмов, посвященных 20-летию суверенитета. Боюсь, все будут из этого символического ряда симулякров – такой вот у нас выверенный канон: жизнерадостные кадры, бодрые интервью, торжественно-лирический закадровый текст, бравурная музыка, немного спецэффектов и компьютерной графики – и все, фильм готов - смотри и радуйся!

 

Второй жанр, который у нас цветет пышным цветом на документальной ниве - фильм-портрет. Один только «Казахфильм» за два последних года, по словам главного редактора Дидара Амантая, произвел их свыше 70. Ни жизни, ни судьбы – лишь иллюстрированная биография. Это и есть большинство местных фильмов-портретов. Производятся эти картины к юбилеям, и, слава богу, что хотя бы люди, представляющие цвет нации, запечатлены на экране – на память потомкам. Главный плюс таких лент – наличие героев, сам факт их присутствия в кадре. Недостаток – то, что все эти фильмы – панегирики. Ода оде, конечно, рознь, но мало кто из героев соглашается на непарадный портрет, а в кино именно такой и интересен. Насмотревшись по местному «ящику» юбилейного кино, одна наша студентка на первом курсе заявила: я легко могу снять фильм-портрет! И на каникулах действительно сняла и всему курсу показала. Ее фильм про аульного начальника ничем не отличался от десятка подобных, разве что снят был «мыльницей». Биография «селфмейдмена»: он рассказывал о себе в кадре и за кадром, рассказ иллюстрировался видами села и семейными фотографиями. Герой не только за столом сидел, но и в поле, и за дастарханом, на домбре, кажется, играл – музыка тоже неназойливо звучала. Мы аплодировали. Потом показали фильмы - портреты режиссеров Герца Франка и Александра Сокурова. И документальный фильм их ровесницы - Валерии Гай-Германики. А затем только и делали, что смотрели и разбирали. Придирчиво и подробно. Те же документальные фильмы. Про людей. Фильмы Вертова, Руша, Марша, Мура... Давний фильм Арарата Машанова про скульптора Иткинда. «Мать» Павла Костомарова. Через два года студентка, которая демонстрировала тот самый аульный фильм-портрет, сказала: стыдно вспоминать - я же сняла такой ужас! И мне кажется, тут суть проблемы нашего современного документального кино...

 

Оно живет в герметичном мире: нет ни практики публичных показов и разборов, ни анализа текущего состояния хроники, ни конкурсов, ни семинаров, ни спецпоказов по телевидению. Это не может не сказываться на уровне создателей, ведь любое кино – это манифестация собственного сознания, вне зависимости от темы и жанра. Масса документальных фильмов выходит по заказу государства, но кто их видит, да и есть ли желающие их смотреть? Разве что за отдельное и весомое вознаграждение... Более того, хотят ли сами авторы-режиссеры показывать и обсуждать свое кино, готовы ли они к нелицеприятной критике? Отслеживает ли кто-то из киноведов, продюсеров современный документальный процесс?

 

Я видела ряд современных документальных фильмов о нас, снятых иностранцами. Да, любопытно. Но ведь это – взгляд извне, со стороны, а что же мы сами? Унылая повествовательность, отсутствие структуры, конфликта, ритма, авторской интонации, просто грамотного текста - даже это мы готовы простить, если на экране – яркий герой, необычное явление, интересное событие. Но даже намека ведь нет на это, хотя количество производимых фильмов год от года растет.

 

Телевидение могло бы стать заказчиком документальных фильмов-исследований и расследований. Детский суицид, подростковый рэкет, любой сюжет новостей - тема для документального кино. Но кто будет финансировать «проблемные» ленты? Зачем поднимать вопросы экологии? Разве Министерство труда и соцзащиты закажет фильм о женском труде? Или Союз предпринимателей - о коррупции? Духовное управление мусульман - о нечестивых имамах? Зачем будировать общественность - этим руководствуются большие и маленькие начальники. Официальное кино омертвляется на глазах.

 

Зато появляется «параллельное» документальное кино - в Сети, которое сегодня снимают непрофессионалы. И оно перетягивает на себя публичный интерес. Сужение поля гласности вокруг острых тем чревато вполне предсказуемыми последствиями. Документальное кино, хотим мы того или нет, всегда сопряжено с политической и социо-культурной ситуацией. Игнорировать это – себе дороже. В данном случае, я имею в виду государство. 

Комментарии


Схожий материал

ALTER EGO - Бейбит Алибеков

БЛИЦ , 16 декабря 2012 г.

NORDIC SKY

Lifestyle , 19 августа 2013 г.

James Bond 007 Quantum by Eon Productions

Lifestyle , 5 сентября 2013 г.

ГРУЗиЯ

Колонки , 20 июля 2012 г.

CAVA BLOSSOM

Lifestyle , 16 июля 2014 г.

ABSOLUT ART

ABSOLUT UNIQUE , 9 января 2013 г.

TRIDENT ICENI

Automag , 13 мая 2014 г.

Колода для народа

Lifestyle , 18 июля 2012 г.

AVATAR

Lifestyle , 29 июля 2013 г.

СИЛА МОМЕНТА

Lifestyle , 30 июля 2013 г.

НОВОЕ ВИДЕНИЕ

Automag , 25 декабря 2013 г.

BI CITY

Lifestyle , 27 мая 2014 г.

Мы в продаже

Скачать PDF #1 MAG №2(62) 2017
Скачать PDF #1 MAG №1(61) 2017
Скачать PDF #1 MAG №7(55) 2015
Скачать PDF #1 MAG №6(54) 2015
Скачать PDF #1 MAG №5(53) 2015

Блиц

10 ДЖЕНТЛЬМЕНОВ КАЗАХСТАНА ПОД ЭГИДОЙ CHIVAS

Быть джентльменом равносильно тому, ...

ALTER EGO - ЕВГЕНИЙ КОНОВАЛОВ

, 21 февраля 2014 г.
Быть директором модельного агентства ...

ALTER EGO - VAGAART

, 24 октября 2013 г.
Мужские черты лица нужны ...

ALTER EGO - Гурген Басенцян

, 2 октября 2013 г.
Настоящая мужская внешность - ...

ALTER EGO - Роман Миронов

, 20 июня 2013 г.
Фото: Vagaart Я на ...

Новости

FASHION | Персоны , 6 июня 2017 г.

DRESS BY YANA: ПЕРВОЗДАННАЯ ЖЕНСТВЕННОСТЬ

Персоны , 5 июня 2017 г.

ACTUAL OPTIC – 18 ЛЕТ ...

TRAVEL , 3 мая 2017 г.

Royale Mirage, Dubai

Lifestyle | Паблик , 1 мая 2017 г.

The Great Gatsby Ballet

FASHION , 22 февраля 2017 г.

MILAN FASHION WEEK

TRAVEL , 19 февраля 2017 г.

JUMEIRAH ZABEEL SARAY

17 февраля 2017 г.

JAQUET DROZ LADY 8 FLOWER

Колонки , 16 февраля 2017 г.

ПУТЕШЕСТВИЯ

Персоны , 15 февраля 2017 г.

ГАЗИЗА ЕСПАЕВА

Колонки | Лия Жан , 10 февраля 2017 г.

ЭНЕРГИЯ СВЕТА