Комментариев : 1

Кинофастфуд

Сохранено Lifestyle | Колонки 18 июля 2012 г.

Кинофастфуд, как сорная трава, заполняет все кинопространство. Но только в Казахстане его - культивируют. Более того - возводят в ранг искусства

Сегодня в нашей стране фильмы снимают даже самые ленивые. Фильмы разнообразно плохие. Но, как утверждают сами создатели, - зрительские.

То есть, рассчитанные на массовую аудиторию. Хотя коммерческого успеха местное кино может достигнуть, только если загнать строем все 15 миллионов населения в кинотеатр. Правда, успех будет однократным, во второй раз дееспособные зрители четвертуют отечественных кинодеятелей. Зато мы уловили главное: в кино ныне ходят прежде всего подростки и молодежь, значит, потакать надо их вкусам. А что их интересует? Развлечения! Современный зритель ходит в кино именно развлекаться. Голливуд предлагает ему зрелище вселенского размаха. У нас тоже есть амбиции. И мы успешно делаем свое зрительское кино - игрища и забавы в виде фильмов. Мы ими гордимся: наконец-то в кино - наши родные узнаваемые места и персонажи. Наконец-то - это мило и симпатично. Наконец-то с экрана заговорили, как в жизни. Наконец-то нас не «грузят»: все как на самом деле, но так прикольно – сидишь в зале и видишь, как придуриваются на экране - чем не забава? Азартная имитация и вдохновенная импровизация в сфере кинопроизводства - налицо.

 

Благодаря этому мы сегодня имеем огромный пласт одноразовых фильмопродуктов местного производства: от «Иронии любви» до «Любви в кредит». О вреде фастфуда знает каждый. Это еда для бедных и вечно занятых людей. Кинофастфуд, как сорная трава, заполняет все кинопространство. Но только в Казахстане его - культивируют. Более того - возводят в ранг искусства. Тем самым мы отечественного зрителя – и без того инфантильного и неразвитого (поскольку это все-таки подросток, нуждающийся в опеке) превращаем в законченного идиота с развращенным вкусом. Зрителю за границей  казахский суррогат западного киномыла даром не нужен. Хотя, конечно, лучшее из нашего кинофастфуда рассчитано на прием за бугром и непременно включает в себя этнику и экзотику в виде костюмов, обрядов и шаманских камланий. Рефлексий на тему самоидентификации и самореализации у нас в кино нет – это в прошлом. Мы сегодня, как наша Астана, вполне состоялись. И теперь – любуемся собой. Задача нашего кино -  наша же самопрезентация. Допустимы нюансы: юмор, фантазия, аллюзии, легкая ирония. Мы люди праздника. Мы любим и умеем создавать праздники. Организация торжеств – это наша стихия: любо дорого смотреть, как мы шествуем по красной дорожке, говорим речи и устраиваем фейерверки. Поэтому и фестивали у нас растут как грибы после дождя. В конце девяностых на всю постсоветскую Азию был один кинофестиваль – «Евразия», нынче только в мае прошли два кинофестиваля «Бастау» и «Звезды Шакена». Оба в Алматы. Первый позиционирует себя как студенческий этнофест. Второй также рассчитан на молодых: дебюты, студенческое и молодежное кино. «Бастау» стартовал в нынешнем году. «Звезды Шакена» идут уже девятый год. Молодым везде у нас дорога, не повезло на одном, удача может улыбнуться на втором фестивале, да и перерыв между ними всего неделя, только вот гости жалуются: приходится дважды приезжать. Прошлым летом в Астане также след в след шли два фестиваля: экшн-кино под патронажем Тимура Бекмамбетова и приключенческого кино при участии Еркина Ялгашева. Осенью опять грядет вроде «Евразия». По закону парности случаев, с разницей в неделю-две, непременно должен состояться еще какой-нибудь фестиваль, нам уже и хлеба не надо, только зрелищ давай!

 

Фестивали – это всегда смотр кино. Определение достижений. Выиграл год назад на Берлинале фильм «Мед» Семиха Капланоглу, и все заговорили о феномене турецкого кино, интерес к нему возрос во всем мире. Отметили в свое время Оскаром «Миллионера из трущоб» Дэнни Бойла, пошла мода на Индию. Нам недобрую славу сослужил, конечно, Саша Барон Коэн со своим фильмом о Борате Сагдиеве. Но в последние годы, именно тогда, когда в стране начался бум кинопроизводства, кинофестивали мира игнорируют наши фильмы. Добро бы, только Канны с Венецией. Вспомните итоги прошлогодней «Евразии» - призы отсутствуют. «Бастау» - поощрена лишь студенческая анимация.

«Звезды Шакена» - ни один местный фильм не удостоился призов в основной номинации (это при том, что только из Астаны на конкурс было прислано 15 фильмов). «Келин» Ермека Турсунова, попавшая два года назад в шорт-лист Оскара, стала исключением, подтверждающим правило.

Почему? Ответ на поверхности. Фестивали поощряют движение самого кино - новизну и оригинальность. Жюри руководствуется принципами искусства. Разумеется, те люди, что отсматривают и решают конкурсную судьбу фильмов, тоже подвержены конъюнктуре, субъективны в суждениях и оценках, и у них случаются проколы и ошибки, но главный, простой и безусловный критерий, которым они руководствуются, один: имеет отношение к кинематографическому искусству представленный фильм или нет. Именно поэтому на прошлогоднем МКФ «Евразия» представление на конкурс фильма «Сказ о розовом зайце» вызвало недоумение у членов международного жюри. По той же причине на нынешних «Звездах Шакена» ни одна местная документальная лента не попала даже в конкурс. Представитель отборочной комиссии Канн Жоэль Шапрон, отсмотрев казахские игровые фильмы, ни один  не рекомендовал не то что в конкурс – в программу фестиваля. В конце прошлого века казахская новая волна в кино стала своего рода брендом нашей страны в мире. Та волна схлынула, и на обмелевшем берегу местные  кинематографисты теперь пускают  мыльные пузыри – яркие и радужные, исключительно потехи ради. Забава сиюминутная, грошовая и стоит ли ради этого щеки надувать? Одно дело, когда в нее играют дети. Но когда с ними соревнуются еще и взрослые дядьки…

 

Вы  ходите на наше кино? Значит, видели «Коктейль для звезды», «Кайрат-девственник», «Байтерек», «Рывок», «Обратную сторону»? Список можете продолжить сами. Жесть, как говорит та же молодежь. И она права. Что нового, интересного, оригинального и просто завораживающего предлагают нам? А ровным счетом ничего, кроме яркости красок и эклектики. Демонстрация сумеречного инфантильного сознания нарциссов–создателей. Режиссеры тождественны героям и зрителям своих произведений.

 

Фестивали множатся, фильмов скоро у нас будет – пруд пруди, а кино – пропало. Словно и не было. Так, оказывается, бывает. Киночиновники выводят диаграммы и вычисляют оптимальное число зрителей, что должен собрать новый местный фильм: это же бизнес-проект! Кино при этом никак не окупается, но зритель в зал пришел! Заманили и завлекли – уже счастье! С чем ушел – не вопрос. Трэш-кино в отсутствии признаков кино.

 

В кино ходят для того, чтобы дать облик и слово обитающим в себе призракам, писал Деррида. От тех призраков, что мы видим нынче на отечественном экране, мне кажется, нужно бежать как от огня, но боюсь, это уже в нас навсегда. Про такую ерунду, как искусство кинематографа, в наших пенатах, кроме Дарежана Омирбаева, всегда снимающего исключительно авторское кино, скоро кажется, забудут все. И, увы, опять закон парности случаев. Знакомый кинематографист из Нигерии сообщил: у них в неделю выходит 35 фильмов – больше, чем в Голливуде, то есть в год примерно две с половиной тысячи картин. Когда страна получила независимость, она была одной из богатейших в Африке по природным богатствам, взрослое население было поголовно грамотным и образованным. Ныне - это погрязшая в коррупции страна, в столице которой из-за износа дала сбой система канализации, ее некому чинить. Единственная сфера, которая переживает бум – это кино. На фестивали оно не попадает, на кинорынки тоже, снимают на видео и исключительно для себя. Кинотеатры не по карману, и их теперь нет. Фильмы выходят на DVD, и диск стоит один доллар. Герои – вы не поверите! – демоны и призраки - главные персонажи нигерийской культуры. Мой знакомый преподает основы кино молодым нигерийцам, он и предлагал наладить сотрудничество – думаю, оно было бы плодотворным, жаль, я не обладала полномочиями…

 

Вдохновляющие у нас, прямо скажем, перспективы: вся энергия творчества уходит в трэш. Зато, говорят, мы в мейнстриме…

 

 

Комментарии


Схожий материал

Клатч-мороженое

Lifestyle , 11 июня 2013 г.

ALTER EGO - VAGAART

БЛИЦ , 24 октября 2013 г.

НОЧЬ СКИДОК В EVITA PERONI

Lifestyle , 14 ноября 2014 г.

NORDIC SKY

Lifestyle , 19 августа 2013 г.

NO MARTINI - NO PARTY!

Lifestyle , 16 июля 2012 г.

James Bond 007 Quantum by Eon Productions

Lifestyle , 5 сентября 2013 г.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Automag , 26 ноября 2013 г.

ASSYL

Персоны , 20 февраля 2013 г.

SAMSUNG GEAR S2

Lifestyle , 1 сентября 2015 г.

Gerry Judah

Lifestyle , 17 июля 2012 г.

ЭВОКАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ

Automag , 15 февраля 2012 г.

КТО ВСЕ ЭТИ ЛЮДИ?!

Lifestyle , 29 апреля 2013 г.

Мы в продаже

Скачать PDF #1 MAG №1(61) 2017
Скачать PDF #1 MAG №7(55) 2015
Скачать PDF #1 MAG №6(54) 2015
Скачать PDF #1 MAG №5(53) 2015
Скачать PDF #1 MAG №4(52) 2015

Блиц

10 ДЖЕНТЛЬМЕНОВ КАЗАХСТАНА ПОД ЭГИДОЙ CHIVAS

Быть джентльменом равносильно тому, ...

ALTER EGO - ЕВГЕНИЙ КОНОВАЛОВ

, 21 февраля 2014 г.
Быть директором модельного агентства ...

ALTER EGO - VAGAART

, 24 октября 2013 г.
Мужские черты лица нужны ...

ALTER EGO - Гурген Басенцян

, 2 октября 2013 г.
Настоящая мужская внешность - ...

ALTER EGO - Роман Миронов

, 20 июня 2013 г.
Фото: Vagaart Я на ...

Новости

Персоны , 20 сентября 2017 г.

Анель Сагитова

Персоны , 10 июля 2017 г.

Dwight Rhoden

TRAVEL , 3 июля 2017 г.

ОТКРЫТИЕ REGENT POOL CLUB RESIDENCES ...

FASHION | Персоны , 30 июня 2017 г.

БАРРИ ТЕВАНИ

29 июня 2017 г.

DAMAC Properties в первые представили ...

Паблик , 27 июня 2017 г.

The Good Life

Паблик | Персоны | СПОРТ , 7 июня 2017 г.

INVICTUS

TRAVEL , 4 июня 2017 г.

Этим летом вас ждут пляжи, ...

TRAVEL , 3 мая 2017 г.

Royal Mirage, Dubai

Lifestyle | Паблик , 1 мая 2017 г.

The Great Gatsby Ballet